ВВЕДЕНИЕ
Среда активных методов обучения наиболее эффективным по праву считаются анализ конкретных производственных ситуаций и деловые игры. В общем случае, анализ конкретных ситуаций представляет собой некоторое сочетание условий и обстоятельств, создающих обстановку, в известной мере близкую к реальной и требующую принятия того или иного решения, стремящегося к оптимальному. В свою очередь деловые игры можно определить как осуществление многоситуационного управленческого проектного или другого процесса, в котором его участники в соответствии с целями и правилами игры принимают оптимальные решения и организуют их выполнение в условиях, более или менее точно воспроизводящие реальную обстановку. Таким образом, деловые игры можно рассматривать как некоторый комплекс взаимосвязанных задач на анализ конкретных ситуаций.
Цели проведения деловых игр принято разделять на общие и частные. К общим целям относятся:
-развитие творческих способностей обучаемых;
-выработку навыков принятия ответственных решений по инженерным проблемам, причем эти решения должны быть оптимальными или приближающимися к оптимальным;
-развитие умения комплексного использования технических, биологических, экономических и иных знаний для решения конкретных проблем производства;
-закрепление полученных знаний.
Частные цели вытекают из существа и содержания игры по конкретной теме.
В настоящей работе представлены деловые игры по составлению проекта лесных культур для студентов лесохозяйственного факультета (специальность 26.04.00). Игры могут проводиться по разделам или после полного прохождения теоретического курса. В процессе деловой игры ее участниками последовательно решаются следующие вопросы:
-анализ и оценка объекта проектирования;
-выбор метода, способа закладки и типа лесных культур;
-составление проекта лесных культур и технологической карты.