|
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА №1
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С СЕМЕНАМИ ОСНОВНЫХ ЛЕСООБРАЗУЮЩИХ ПОРОД И КУСТАРНИКОВ
- Цель работы:
ознакомиться с семенами основных лесообразующих древесно-кустарниковых
пород.
- Задачи работы:
освоить новую терминологию, приобрести практические
знания и навыки в определении древесных пород, используя коллекцию
образцов семян.
- Пояснение к работе:
древесно-кустарниковые породы представлены двумя отделами:
- 1) голосеменные, или
сосновые, 2) покрытосеменные,
или цветковые, они
различаются многими структурными особенностями, в том числе и
репродуктивными органами.
- У отдела
голосеменных семена образуются из семяпочек (семязачатков).
Развивающиеся после оплодотворения в них семена располагаются на
мегаспорофиллах открыто, голо, что и определило название этого отдела -
голосеменные.
- Покрытосеменные
(пестичные или цветковые) являются наиболее
высокоорганизованными растениями. У них появился новый орган - пестик,
образованный срастанием плодолистиков (мегаспорофиллов). Семяпочки у
покрытосеменных располагаются не открыто, как у голосеменных, а в
нижней расширенной части пестика - завязи. Семена развиваются под
защитой околоплодника, поэтому они и получили название покрытосеменные.
Наличие пестика обеспечило у этих растений развитие плода, в то время,
как у голосеменных он не формируется.
- Плод - это
вместилище семян, образовавшееся после оплодотворения из
завязи. Известны случаи образования плодов без оплодотворения. Такое
явление называется партенокарпией. В таких плодах довольно часто
образуются семена без зародыша. Плоды подразделяются на соплодия
настоящие и ложные.
- Плоды, развившиеся
из соцветий, называются соплодиями (шелковица, инжир, ананас).
- Плод считается
настоящим, если его околоплодник (стенки плода)
формируется из плодолистиков. Если в образовании плода принимают
участие и другие части цветка (цветоложе, околоцветник и др.), то плод
называется ложным.
- По характеру
околоплодника простые плоды можно разделить на сухие и
сочные (рисунок 1). Сочные плоды подразделяются на ягоду (многосемянный
плод с мясистым сочным околоплодником) и костянку (обычно односемянный
плод, состоящий из кожицы, мякоти и косточки). Костянка может быть
простой, сложной и ложной. Сложная костянка образуется из большого
количества сросшихся простых костянок (малина, ежевика).
- Сухие плоды
подразделяются на плоды с вскрывающимся околоплодником
(обычно многосемянные) и плоды с невскрывающимся околоплодником (чаще
односемянные).
- К сухим
вскрывающимся плодам относятся:
- а)
коробочка (образуется из двух или нескольких плодолистиков и
раскрывается по двум или нескольким швам, начиная сверху);
- б)
боб (образуется из одного плодолистика и растрескиваются по
"брюшному" и "спинному" швам, семена прикрепляется к створкам плода);
- в)
листовка (образуется из одного плодолистика и раскрывается по
одному "брюшному" шву).
- К сухим
невскрывающимся плодам относятся:
- а) орех, орешек
(односемянные плоды с плотным деревянистым или
кожистым околоплодником, который с семенами не срастается);
- б) крылатка, семянка
(с крыловидным выростом околоплодника).
Представители семейства кленовых имеют двусемянную, или дробную
крылатку
- Рисунок
1 – Схема классификации плодов
- Представители
голосеменных образуют шишки, в которых находятся семена. По характеру
строения различают шишки семейства сосновых (сосна, пихта, ель,
лиственница), кипарисовых, можжевеловых и тисовых.
- Морфологические
особенности семян и плодов основных лесообразующих пород и кустарников
- Семена деревьев и
кустарников - это основной вид лесокультурного
материала. Они применяются как для посева в питомниках с целью
выращивания посадочного материала, так и для посева на лесокультурных
площадях (вырубках, гарях и др.).
- Семена различных
пород отличаются своей формой, величиной и окраской (таблица
1).
Таблица 1 – Морфологическое строение семян
- Ход выполнения
работы:
- Ознакомиться с
пояснением к занятию, законспектировать основные положения.
- Пользуясь коллекцией
семян, научиться различать их, увязывая со схемой классификации плодов
и шишек.
- Разобрать смесь
семян различных пород. Разбор смеси делается на чистых листах бумаги с
помощью шпателя.
- Материалы и
оборудование:
- Коробочки с семенами
изучаемых пород.
- Чашки Петри со
смесью семян различных пород.
- Листы чистой бумаги.
- Шпатели лупы,
препаровальные иглы.
- Контрольные вопросы
для самопроверки:
- Какими отделами
представлены древесно-кустарниковые породы?
- Что такое плод?
- Что считается
настоящим плодом?
|