|
Использование произведений великих художников в
преподавании лесохозяйственных дисциплин
И.Н. Павлов, О.А. Барабанова
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
660049, г. Красноярск, пр. Мира 82, кафедра лесных культур, forester24@mail.ru
Впервые осуществлено использование произведений российских художников, посвятивших себя воспеванию русского леса, при профессиональном лесохозяйственном обучении. Разработанные ситуационные задачи по дисциплине «Лесные культуры» используются как при проведении лабораторных занятий, так и при курсовом проектировании. Учебное пособие содержит 36 комплексных задач, основанных на 113 картинах И.И. Шишкина, П.П. Джогина, А.П. Васнецова, А.И. Морозова, И.И. Левитана, Н.К. Рериха, Ф.А. Васильева, С.Ф. Щедрина, Е.Е. Волкова, С.Н. Амосова, Н.Н. Дубовского, М.В. Нестерова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Г.Г. Мясоедова, А.М. Грицай, Н.Н. Ге, И.Э. Грабаря, Е.Э. Дюкера, Л.Л. Каменева. Намечены возможные варианты дальнейшего использования произведений изобразительного искусства: при преподавании экологии, лесоведения, лесоводства, ландшафтоведения, садово-паркового искусства, ландшафтного проектирования, биологии лесных зверей и птиц, охотоведения, цветоводства, цветочного оформления, а также для осуществления исследовательских работ (изучение динамики лесной растительности; использование выразительных средств растительности, девственной природы для получения необходимого зрительного эффекта и пр.).
For the first time, paintings of Russian artists devoted to the praising of Russian forests are used for professional forestry education. The paintings were used to develop situational problems in the Forest Cultures course for both laboratory studies and course designing. The manual contains 36 complex problem sets based on 113 paintings of I.I.Shishkin, P.P.Dzhogin, A.P.Vasnetsov, A.I.Morozov, I.I.Levitan, N.K.Roerich, F.A.Vasilev, S.F.Schedrin, E.E.Volkov, S.N.Amosov, N.N.Dubovsky, M.V.Nesterov, A.K.Savrasov, V.D.Polenov, G.G.Mjasoedov, A.M.Gritsaj, N.N.Ge, I.E.Grabar, E.E.Djuker, and L.L.Kamenev. We plan to use the fine art works also in other education programs, such as ecology training, forestry, landscape science, landscape gardening art, landscape designing, biology of animals, wildlife and natural resources science, floriculture, flower designing, and also in research, such as the study of the dynamics of wood vegetation; visual effects of native vegetation and wilderness, etc.
Задача высшего учебного заведения не ограничивается подготовкой специалиста для той или иной отрасли, пусть даже очень высокой квалификации. Не менее важным является формирование всесторонне развитой личности, понимающей и ценящей красоту окружающего мира, знающей лучшие произведения искусства.
Нами сделана попытка объединить профессиональное лесохозяйственное обучение со знакомством с лучшими произведениями российских художников, посвятивших себя воспеванию русского леса. Разработанные ситуационные задачи по дисциплине «Лесные культуры» используются нами как при проведении лабораторных занятий, так и при курсовом проектировании. Учебное пособие содержит 36 комплексных задач, основанных на 113 картинах И.И. Шишкина, П.П. Джогина, А.П. Васнецова, А.И. Морозова, И.И. Левитана, Н.К. Рериха, Ф.А. Васильева, С.Ф. Щедрина, Е.Е. Волкова, С.Н. Амосова, Н.Н. Дубовского, М.В. Нестерова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Г.Г. Мясоедова, А.М. Грицай, В.Д. Поленова, Н.Н. Ге, И.Э. Грабаря, Л.Л. Каменева. Особое внимание – работам И.И. Шишкина, чье 175-летие со дня рождения отмечается в текущем 2007 году.
Создание лесных культур – длительный и многоэтапный процесс. Ошибки на какой-либо стадии производства и выращивания (неправильный выбор главной породы, способа обработки почвы и т.п.) могут привести к снижению возможной продуктивности, устойчивости и даже гибели культур. Квалификация специалиста по лесным культурам, во всяком случае, на первом этапе, определяется качеством его обучения в высшем учебном заведении. Лучшие результаты достигаются тогда, когда обучение максимально приближено к реальным производственным условиям.
В практике лесокультурного производства (впрочем, как и при проведении других лесохозяйственных мероприятий) специалист имеет дело с конкретным участком ландшафта, требующем вмешательства. Поэтому использование графических объектов позволяет сделать работу для студентов более конкретной. Студент может самостоятельно оценить объект и выбрать хозяйственное решение, наиболее оптимальное для данных лесорастительных условий. Решение ситуационных задач ведет к более глубокому и прочному усвоению практических навыков в освоении обучающимися ранее пройденного теоретического эколого-биологического материала; способствует выработке стиля мышления с использованием категорий, понятий и критериев, наиболее часто встречающихся в практике специалиста-лесокультурника (Родин, 2007).
Какой из участков наиболее подходит для закладки ЛСП сосны обыкновенной?
И.И. Шишкин. Сосна без солнца. Мери-Хови. Этюд, 1890 г. |
|
И.И. Шишкин. Пейзаж с гуляющими, 1869 г. |
|
И.И. Шишкин. Сестрорецкий бор, 1896 г. |
Представьте тип, агротехнику и технологию создания лесных культур на указанных фрагментах
картин
И.И. Левитан. Луг на опушке леса, 1898 г.
|
|
В.Д. Поленов. Горелый лес, 1881 г. |
А.М. Васнецов. Серый день (Серенький денек), 1883 г.
|
Какой из участков можно использовать для закладки подпологового питомника?
И.И. Шишкин. Сосны. Солнечный день. Этюд, 1890-е гг.
|
|
|
И.И. Шишкин. Березовая роща, 1896 г. |
Представьте технологию выращивания сеянцев сосны (технология должна включать также
первичное освоение площади и систему обработки почвы).
|
|
И.И. Левитан. Осенний пейзаж. |
|
И.И. Шишкин. Ивы, освещенные солнцем, конец 1860-х - начало 1870-х гг. (левый фрагмент) |
И.И. Шишкин. Женщина под зонтиком на цветущем лугу, 1881г. |
Рисунок 1 - Пример ситуационных задач из учебного пособия по лесным культурам
Чрезвычайно важным является и то, что пропускная способность зрительного канала восприятия в 100 раз больше пропускной способности звукового (Молибог, 1971). Поэтому обучающийся должен не просто прочитать или услышать характеристику, например лесокультурной площади, но и видеть объект, для которого он разрабатывает технологию, обладать способностью самому выбрать необходимые параметры для анализа и последующего технологического решения. Т.е. сделать то, что ему придется реально делать на практике.
На рисунке 1 приведены несколько примеров из разделов учебного пособия: лесное семеноводство, выращивание посадочного материала в питомниках, лесные культуры.
Одной из особенностей данных ситуационных задач по дисциплине «Лесные культуры» является их широкая сопряженность с лесоведением. Неоспоримая причина этого заключается в том, что успех искусственного лесовосстановления в значительной степени зависит от того, насколько выбранная технология соответствует конкретным лесорастительным условиям и находится в русле естественной сукцессии.
Для более четкого анализа представленных в учебном пособии фрагментов картин их можно увидеть на сайтах художественных музеев. В некоторых случаях, как, например на сайте Эрмитажа (http://www.hermitage.ru) для виртуальной экскурсии и увеличения используется Java-апплет IBM HotMedia. Апплет поддерживает осмотр экспонатов с разных углов зрения и с разным увеличением, с возможностью плавного движения.
Представленные ситуационные задачи далеко не полностью покрывают возможные направления использования картин. Обширные работы художников-анималистов (В. Ватагин, А. Комаров, В. Трофимов, Ф. Снейдерс, Я. Фейт, Г. Климт, Ф. Бол, Д. Конинк, М. Кайфер, Д. Тенирс Младший, А. Кившенко, Ю. Клевер, М. Хондекутер и многие другие) дают прекрасный материал для преподавания учебных дисциплин по биологии лесных зверей и птиц, охотоведению.
Цветы, декоративные растения в живописи (натюрморт или пейзаж) (Н. Сапунов, В. Борисов-Мусатов, С. Судейкин, М. Сарьян, А. Головин, Э. Мане, О. Ренуар, А. Фантин-Латур, Д. Найт, Д. Вейнрайт, Б. Ван дер Ваарт, В. Ван Гог, Г. Климт и многие другие) - интересный и познавательный материал для обучающихся и хороший увлекающий учебный объект для преподавателя (например, для учебных дисциплин цветоводство, цветочное оформление).
Отдельные пейзажные работы, особенно старых мастеров (С. Щедрин, Ф. Матвеев, А. Сислей, Я. Рейсдаль, К. Коро, К. Блехен, Я. Бот, К. Лоррен и др.), прекрасно подойдут при преподавании ландшафтоведения, садово-паркового искусства, ландшафтного проектирования и пр. С использованием практически любой пейзажной работы может быть подготовлено великое множество вопросов, тестов, ситуационных задач по экологии, лесоведению, лесоводству.
Широчайшее поле представляется и для выполнения исследовательских работ биологического и лесохозяйственного профиля. Например, изучение динамики лесной растительности с момента написания картины и до настоящего времени. Произведений, по которым это можно сделать, огромное количество (С. Щедрин, К. Фридрих, А Галлен-Каллела, А. Альтдорфер и др.). Среди них и картина нашего земляка В.И. Сурикова «Вид на Красноярск с сопки».
Далеко не всегда на картинах изображен красивый лес, идеальный без признаков нарушений ландшафт. Достаточно часто мы можем видеть усыхающий лес, ветровал, бурелом, заболоченность и пр. И все это гармонично вписывается в общую композицию картины. Исследовать закономерности – также важная и интересная задача не только для искусствоведа, но и для лесовода.
Можно найти еще не одно применение произведений великих художников в учебном процессе. Это бесконечная творческая работа и для преподавателей, и для студентов.
Библиографический список
Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [текст] / А.Г.Молибог. - М.: Высшая школа, 1971. – 296 с.
Павлов, И.Н. Активные методы преподавания дисциплины «Лесные культуры» / И.Н. Павлов // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. – 1999. - № 4. - С. 118-121.
Родин, А.Р. Лесные культуры. Ситуационные задачи: учеб. пособие [текст] /А.Р. Родин. – М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. -29 с.
|