Rus/Eng

Главная

Исследовательские группы

Совет по защите диссертаций
Научный журнал
Хвойные бореальной зоны
(в перечне ВАК)

Студенту

Контакты

Ссылки

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С СЕМЕНАМИ ОСНОВНЫХ ЛЕСООБРАЗУЮЩИХ ПОРОД И КУСТАРНИКОВ

Цель работы: ознакомиться с семенами основных лесообразующих древесно-кустарниковых пород.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в определении древесных пород, используя коллекцию образцов семян.
Пояснение к работе: древесно-кустарниковые породы представлены двумя отделами:
1) голосеменные, или сосновые, 2) покрытосеменные, или цветковые, они различаются многими структурными особенностями, в том числе и репродуктивными органами.
У отдела голосеменных семена образуются из семяпочек (семязачатков). Развивающиеся после оплодотворения в них семена располагаются на мегаспорофиллах открыто, голо, что и определило название этого отдела - голосеменные.
Покрытосеменные (пестичные или цветковые) являются наиболее высокоорганизованными растениями. У них появился новый орган - пестик, образованный срастанием плодолистиков (мегаспорофиллов). Семяпочки у покрытосеменных располагаются не открыто, как у голосеменных, а в нижней расширенной части пестика - завязи. Семена развиваются под защитой околоплодника, поэтому они и получили название покрытосеменные. Наличие пестика обеспечило у этих растений развитие плода, в то время, как у голосеменных он не формируется.
Плод - это вместилище семян, образовавшееся после оплодотворения из завязи. Известны случаи образования плодов без оплодотворения. Такое явление называется партенокарпией. В таких плодах довольно часто образуются семена без зародыша. Плоды подразделяются на соплодия настоящие и ложные.
Плоды, развившиеся из соцветий, называются соплодиями (шелковица, инжир, ананас).
Плод считается настоящим, если его околоплодник (стенки плода) формируется из плодолистиков. Если в образовании плода принимают участие и другие части цветка (цветоложе, околоцветник и др.), то плод называется ложным.
По характеру околоплодника простые плоды можно разделить на сухие и сочные (рисунок 1). Сочные плоды подразделяются на ягоду (многосемянный плод с мясистым сочным околоплодником) и костянку (обычно односемянный плод, состоящий из кожицы, мякоти и косточки). Костянка может быть простой, сложной и ложной. Сложная костянка образуется из большого количества сросшихся простых костянок (малина, ежевика).
Сухие плоды подразделяются на плоды с вскрывающимся околоплодником (обычно многосемянные) и плоды с невскрывающимся околоплодником (чаще односемянные).
К сухим вскрывающимся плодам относятся:
  1. а)    коробочка (образуется из двух или нескольких плодолистиков и раскрывается по двум или нескольким швам, начиная сверху);
  2. б)    боб (образуется из одного плодолистика и растрескиваются по "брюшному" и "спинному" швам, семена прикрепляется к створкам плода);
  3. в)    листовка (образуется из одного плодолистика и раскрывается по одному "брюшному" шву).
К сухим невскрывающимся плодам относятся:
  1. а) орех, орешек (односемянные плоды с плотным деревянистым или кожистым околоплодником, который с семенами не срастается);
  2. б) крылатка, семянка (с крыловидным выростом околоплодника). Представители семейства кленовых имеют двусемянную, или дробную крылатку
Рисунок 1 – Схема классификации плодов
Представители голосеменных образуют шишки, в которых находятся семена. По характеру строения различают шишки семейства сосновых (сосна, пихта, ель, лиственница), кипарисовых, можжевеловых и тисовых.
Морфологические особенности семян и плодов основных лесообразующих пород и кустарников
Семена деревьев и кустарников - это основной вид лесокультурного материала. Они применяются как для посева в питомниках с целью выращивания посадочного материала, так и для посева на лесокультурных площадях (вырубках, гарях и др.).
Семена различных пород отличаются своей формой, величиной и окраской  (таблица 1).
Таблица 1 – Морфологическое строение семян







Ход выполнения работы:
  1. Ознакомиться с пояснением к занятию, законспектировать основные положения.
  2. Пользуясь коллекцией семян, научиться различать их, увязывая со схемой классификации плодов и шишек.
  3. Разобрать смесь семян различных пород. Разбор смеси делается на чистых листах бумаги с помощью шпателя.
Материалы и оборудование:
  1. Коробочки с семенами изучаемых пород.
  2. Чашки Петри со смесью семян различных пород.
  3. Листы чистой бумаги.
  4. Шпатели лупы, препаровальные иглы.
Контрольные вопросы для самопроверки:
  1. Какими отделами представлены древесно-кустарниковые породы?
  2. Что такое плод?
  3. Что считается настоящим плодом?

 

Hosted by uCoz