Rus/Eng

Главная

Исследовательские группы

Совет по защите докторских диссертаций

Научный журнал
Хвойные бореальной зоны
(в перечне ВАК)

Студенту

Контакты

Ссылки

Преподавание лесохозяйственных и биологических дисциплин с использованием произведений великих художников

И.Н. Павлов, О.А. Барабанова

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
660049 Красноярск, пр. Мира, 82; e-mail: forester24@mail.ru

Ольга Александровна Барабанова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Лесные культуры» Сибирского государственного технологического университета. Сфера научных интересов: лесные культуры, экология, педагогика. Автор более 20 научных трудов

Игорь Николаевич Павлов
доктор биологических наук, заведующий кафедрой «Лесные культуры» Сибирского государственного технологического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории лесоведения Института леса Сибирского отделения Российской академии наук. Сфера научных интересов: лесные культуры, экология, микология, педагогика. Автор 116 научных трудов
 
  Современная высшая школа не ограничивается только профессиональной подготовкой кадров для той или иной отрасли экономики. Традиционно на нее возложена ответственная миссия формирования специалиста как разносторонне развитой личности, понимающей и ценящей красоту окружающего мира, приобщившейся к отечественной и зарубежной культуре, выдающимся произведениям искусства.
  Нами предпринята попытка органично соединить профессиональное лесохозяйственное образование и лучшие картины великих художников, посвятивших себя воспеванию русского леса. Разработанные нами ситуационные задачи по дисциплине «Лесные культуры» мы использовали как при проведении лабораторных занятий, так и при курсовом проектировании [3].
  К приведенным ниже картинам мы поставили ряд задач, которые приводятся в нашем пособии. Учебное пособие содержит 36 комплексных задач, основанных на 116 картинах И.И. Шиш кина, П.П. Джогина, А.П. Васнецова, А.И. Морозова, И.И. Левитана, Н.К. Рериха, Ф.А. Васильева, С.Ф. Щедрина, Е.Е. Волкова, С.Н. Амосова, Н.Н. Дубов ского, М.В. Нестерова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Г.Г. Мясоедова, А.М. Грицай, Н.Н. Ге, И.Э. Гра баря, Л.Л. Каменева. Особое внимание было уделено работам И.И. Шишкина, чье 175-летие отмечалось в 2007 году.
  Приведем примеры этих ситуационных задач, составленных по картинам российских художников и вошедших в наше учебное пособие по лесным культурам.
  1. Разработайте перечень необходимых хозяйственных мероприятий для обеспечения лесовосстановления. Какова таксационная и лесоводственная характеристика древостоя? Укажите перечень нарушений при проведении рубок.
  2. Представьте тип, агротехнику и технологию создания лесных культур на указанных картинах.
  3. Было принято решение закрыть незаконно проложенную дорогу, занимаемую ею площадь признано необходимым облесить. Ваши действия.
  4. Представьте технологию создания предварительных культур для данных участков. Что будет на этих участках без проведения хозяйственных мероприятий через 50 лет (варианты)?
  Квалификация специалиста по лесным культурам (инженера лесного хозяйства) определяется качеством его подготовки в высшем учебном заведении.  Лучшие  результаты  достигаются тогда, когда обучение максимально приближено к реальным производственным ситуациям. Решение задач, основанных на этих ситуациях, ведет к более глубокому и прочному усвоению студентами практических навыков, закреплению ранее пройденного теоретического эколого-биологического материала, способствует выработке стиля мышления с использованием категорий, понятий и критериев, наиболее часто встречающихся в практике специалиста-лесокультурника [4].

Изображение1
Изображение2 
Изображение3
  Особая сложность работы лесовода заключается в том, что создание лесных культур – это длительный и многоэтапный процесс. Ошибки на какой-либо стадии производства и выращивания этих культур, например неправильный выбор главной породы или способа обработки почвы, могут привести к снижению их возможной продуктивности, устойчивости и даже к гибели лесопосадок.
  В практике лесокультурного производства (впрочем как и при проведении других лесохозяйственных мероприятий) специалист имеет дело с определенным участком ландшафта, требующим вмешательства. Поэтому использование графических объектов позволяет сделать работу студентов более конкретной. Студент может самостоятельно оценить объект и выбрать хозяйственное решение, оптимальное для данных лесорастительных условий, и нанести рекомендуемые мероприятия непосредственно на графический объект.
  Чрезвычайно важным является и то, что пропускная способность зрительного канала восприятия, как утверждают физиологи, в 100 раз больше пропускной способности звукового [1]. Поэтому студент должен не просто прочитать или услышать характеристику, например лесокультурной площади, но и увидеть объект, для которого он разрабатывает технологию, суметь самостоятельно выбрать необходимые параметры для анализа и последующего технологического решения, т.е. практически освоить то, что ему в дальнейшем придется реально делать в качестве специалиста.
  Одна из особенностей ситуационных задач по дисциплине «Лесные культуры» – их сопряженность с лесоведением. Причина этого состоит в том, что успех искусственного лесовосстановления в значительной степени зависит от выбора технологии в соответствии с конкретными лесорастительными условиями и требованиями естественной сукцессии.
Представленные в учебном пособии репродукции картин можно увидеть на сайтах художественных музеев. В некоторых случаях (например, на сайте Эрмитажа) для виртуальной экскурсии и увеличения используется Java-апплет IBM HotMedia. Апплет позволяет посмотреть на экспонаты с разных углов зрения с возможностью неоднократного увеличения и плавного движения.
  Представленные в нашем пособии ситуационные задачи далеко не полностью исчерпывают возможные направления использования произведений изобразительного искусства. Многочисленные работы художников-анималистов (В. Ватагин, А. Комаров, И.И. Шишкин. Березовая роща В. Трофимов, Ф. Снейдерс, Я. Фейт, Г. Климт, Ф. Бол, Д. Конинк, М. Кайфер, Д. Тенирс-младший, А. Кившенко, Ю. Клевер, М. Хондекутер и др.) дают прекрасный материал для преподавания учебных дисциплин по биологии зверей и птиц, охотоведению.
  Цветы, декоративные растения на полотнах таких художников, как Н. Сапунов, В. Борисов-Мусатов, С. Судейкин, М. Сарьян, А. Головин, Э. Мане, О. Ренуар, А. Фантин-Латур, Д. Найт, Д. Вейнрайт, Б. Ван дер Ваарт, В. Ван Гог, Г. Климт, – интересный познавательный материал для студентов и прекрасный учебный объект для преподавателя (например, для учебных дисциплин по цветоводству, цветочному оформлению).
  Отдельные пейзажные работы, особенно старых мастеров (С. Щедрин, Ф. Матвеев, А. Сислей, Я. Рейсдаль, К. Коро, К. Блехен, Я. Бот, К. Лоррен и т.д.), прекрасно подходят для преподавания ландшафтоведения, садово-паркового искусства, ландшафтного проектирования. Используя любую пейзажную работу, можно сформулировать вопросы, подготовить тесты и ситуационные задачи по экологии, лесоведению, лесоводству.
  Произведения изобразительного искусства открывают широчайшее поле и для выполнения исследовательских работ биологического и лесохозяйственного профиля, например для изучения динамики лесной растительности с момента написания картины и до настоящего времени. Произведений, которые можно использовать в учебном процессе, имеется великое множество: вспомним только полотна С. Щедрина, К. Фридрих, А. Галлена-Каллелы, А. Альтдорфера. Среди них и картина нашего земляка В.И. Сурикова «Вид на Красноярск с сопки».
  Далеко не всегда на живописных полотнах изображен красивый лес или идеальный ландшафт без признаков нарушений. Нередко художники запечатлевают засыхающий лес, ветровал, бурелом, заболоченную местность, которые гармонично и естественно вписываются в общую композицию картины. Исследовать закономерности трансформации ландшафтов – важная и интересная задача не только для искусствоведа, но и для лесовода. Очевидно, что можно было бы предложить еще множество форм использования произведений великих художников в учебном процессе вузов. Это, как нам кажется, благодарная творческая работа и для преподавателей, и для студентов.
  Накопленный на лесохозяйственном факультете Сибирского государственного технологического университета опыт преподавания по данной методике дисциплины «Лесные культуры» свидетельствует о выполнении возложенной на высшую школу миссии: у студентов возрос интерес как к приобретаемой профессии, так и к изобразительному искусству и истории культуры. Студенты предлагают новые картины для анализа, обмениваются ссылками на интернет-сайты, где помещены репродукции произведений изобразительного искусства, обсуждают художественные выставки. И самое главное – они стали более подробно интересоваться природой, пристально и с любовью всматриваться в нее.

Литература

1.    Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971.
2.    Павлов И.Н. Активные методы преподавания дисциплины «Лесные культуры» // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 1999. № 4.
3.    Павлов И.Н., Барабанова О.А. Лесные культуры, ситуационные задачи с использованием произведений российских художников: учеб. пособие. Красноярск, 2008.
4.    Родин А.Р. Лесные культуры. Ситуационные задачи: учеб. пособие. М., 2007.
Полный текст (pdf)

Hosted by uCoz